"Проект AX-TEST"

Информационный раздел. Перепечатки из других источников.


Комментарий Ax-Test:
Перепечатка статьи из интернет-версии журнала CIO-World.
Автор: Нелли Мартова. Дата: 31 марта 2005 г. Адрес странички на сайте журнала : http://www.cio-world.ru/Career/38157/index.html


Карьера через обучение.

Залог профессионального роста

"Учиться, учиться и учиться" - эту мысль с детства внушали нам родители, учителя и цитаты на страницах учебников. В школе большинство из нас думало, что ученье сродни мучению. С возрастом мы стали понимать, что учиться - не только интересно, но и необходимо для профессионального роста.

Сфера информационных технологий с точки зрения пополнения арсенала знаний отличается двумя аспектами. Во-первых, информация стремительно устаревает. Два-три года в отрыве от производства, и специалист теряет квалификацию: приходится тратить немало времени, чтобы наверстать упущенное. Во-вторых, это одна из немногих отраслей деятельности, где поддерживать должный уровень вполне можно за счет самообразования.

Во всём помогает интернет - здесь публикуются книги, в том числе новинки на иностранных языках, обо всех новшествах сообщают специализированных сайты, опытом делятся в своих статьях коллеги, собираются клубы по интересам, и всегда можно задать сложный вопрос с большой долей вероятности получить ответ. Процветает компьютерная литература, издаются профессиональные журналы, в том числе достаточно узкой тематики. К тому же, в отличие от врачей или архитекторов, ИТ-специалисты могут позволить себе роскошь учиться методом "научного тыка". Программы, как правило, сопровождаются подробной справкой, отладчики кода подсказывают ошибки, а современный софт позволяет создавать на обыкновенной рабочей станции виртуальные машины под управлением любых операционных систем.

Тем не менее, люди продолжают посещать дорогостоящие курсы, семинары и получать дополнительное образование в высших учебных заведениях. Очевидно, потому что самообразование не дает на сто процентов тех знаний, которые нужны для профессионального роста. Отрицательная сторона в этом благом деле только одна - требуются деньги, силы и время. Поговорим о положительных сторонах "организованного" обучения.

Курсы

Есть, по меньшей мере, четыре уважительных причины посещения курсов.

Причина первая, по которой люди обучаются на профессиональных курсах - банальная лень. Чем листать книги, мучить странными запросами поисковые системы и беспомощно тыкаться в пункты меню, гораздо проще получить информацию в разжеванном виде, на блюдечке с голубой каемочкой. Другая сторона в борьбе с ленью - обеспечение достаточного стимула. Сидя на теплом местечке в солидной фирме и с хорошей зарплатой, не так-то просто заставить себя повышать профессиональный уровень, особенно, если конкурентов поблизости не наблюдается. Курсы такой стимул дают - раз деньги уплачены, значит, нужно извлечь из них максимум пользы.

Причина вторая, пожалуй, самая уважительная - необходимость получения сертификата. Если в России, в принципе, вполне можно получить достойную работу и без официальных "грамот", то желающим хорошо устроиться за рубежом сертификаты необходимы как воздух. Стоит заметить, что уважением серьезных работодателей пользуются только сертификаты крупных фирм-производителей программного и аппаратного обеспечения, таких как Microsoft, Oracle или Cisco. Вряд ли на них произведет впечатление свидетельство Урюпинского центра повышения квалификации или бизнес-школы имени Ивана Всезнайского.

За границей подобный сертификат вообще никакой ценности не имеет, даже с нотариально заверенным переводом. Поэтому, заключая договор на обучение, важно точно выяснить, являются ли преподаватели сертифицированными специалистами, и выдается ли официальное фирменное свидетельство об окончании курсов. Лучше всего узнать об этом на сайте той компании, сертификат который вы хотите получить. Обычно там можно найти списки авторизованных учебных центров.

Кроме того, чтобы стать сертифицированным специалистом, недостаточно только закончить курсы. Как правило, необходимо еще сдать специальные тесты или экзамены. Хотя некоторые компании и допускают к сдаче экзаменов любого желающего, большинство все же требует обязательного обучения на целой серии курсов. В обоих случаях сдача экзамена оплачивается отдельно. Ну и наконец, наличие сертификата, к сожалению, не всегда говорит о профессиональном уровне специалиста, а соответственно, не гарантирует само по себе устройства на престижную и высокооплачиваемую работу.

Причина третья, самая банальная - курсы оплачивает работодатель. Причем если из большинства начальников оплату обучения приходится выбивать, то некоторые прямо-таки настаивают, чтобы сотрудники повышали свой профессиональный уровень. Действительно, с точки зрения конкурентоспособности, больше доверия вызывают те компании, где работают сертифицированные специалисты. Есть у этого положительного явления и обратная сторона - редкая компания так просто отпустит сотрудника, в которого вложены деньги. Как правило, при оплате дорогостоящих курсов специалисту предлагается заключить соглашение, по которому он обязуется отработать в компании некоторое минимальный срок по окончании обучения (обычно от одного до трех лет) или, в случае увольнения, возместить компании стоимость обучения.

Наконец, причина четвертая, самая редкая - уникальный преподаватель. Это может быть известный специалист в своей области или, что называется, "учитель от Бога". Если первый может поделиться самым ценным, что у него есть - опытом, то второй способен заразить энтузиазмом и любовью к своему делу. И те, и другие встречаются крайне редко, слухи о таких курсах распространяются быстро, а число мест в группах ограничено. Курсы известных специалистов носят гордое название "мастер-классов" или "авторских курсов" (впрочем, этими названиями могут спекулировать и никому не известные преподаватели), и зачастую туда принимаются не все желающие, а лишь после некоторого предварительного отбора.

Если целью обучения является не сертификат, а все-таки приобретение опыта и знаний, можно сэкономить и найти более дешевые курсы. Правда, велик риск, что качество обучения в этом случае пострадает. Кроме того, к сожалению, не все производители программного обеспечения организуют в России учебные центры, а за пределами столицы и вовсе представлено не более десятка фирм. В этом случае оценивать качество обучения при выборе курсов приходится самостоятельно.

С осторожностью следует относиться к преподавателям вузов. Во-первых, какими бы хорошими специалистами они не были, все-таки они, как правило, теоретики. Во-вторых, не все из них добросовестно относятся к преподаванию на курсах, поскольку для них это не основное место работы. Очень полезными бывают курсы, которые ведут специалисты с большим опытом практической работы. Стоит также обратить внимание на количество учащихся: чем больше группа, тем меньше внимания к вам лично. Наконец, обучение нельзя назвать полноценным, если оно не включает практические занятия и лабораторные работы.

Чтобы извлечь из обучения максимум пользы, как ни странно, стоит потратить некоторое время на предварительную подготовку и хотя бы немного ознакомиться с изучаемым программным продуктом. Потому что самое ценное на курсах - это преподаватель, которому можно задать вопрос, в котором не получается разобраться самостоятельно. Соответственно, если на курсах начинать обучение с нуля, основное время потратится на освоение азов. А когда накопятся сложные вопросы, курсы успеют закончиться.

Преимущества заочных курсов - занятия в любое удобное время и относительно низкая стоимость. Однако если такие курсы не включают практических заданий, фактически, вы просто приобретаете набор учебников. Здесь очень важно наличие обратной связи. Есть ли возможность задавать вопросы преподавателю в онлайне или на форуме, сколько времени он готов уделить каждому участнику?

От любых курсов нельзя требовать слишком многого. Они рассчитаны на массовое обучение и предполагают средний уровень подготовки специалистов, а степень индивидуальности подхода почти полностью зависит от преподавателя. Значительно поднять свой уровень позволяют курсы "с погружением". Занятия в этом случае проводятся на выезде, в пансионатах или домах отдыха, обучаемые разбиты на небольшие группы по 4-5 человек и имеют возможность индивидуального общения с преподавателем буквально с утра и до вечера. Впрочем, встречаются они достаточно редко, чаще в областях, где большую роль играет творческий подход, например, курсы для дизайнеров или аниматоров.

Семинары и конференции

Стоит только открыть почтовый ящик, и кажется, что семинары теперь не проводит только ленивый. Навязчивая реклама гласит, что выучиться можно чему угодно - от художественного завязывания шнурков до оптимизации работы дворников. Проводятся семинары в самых разных уголках планеты - от пятизвездочных турецких отелей до знойной Африки и северного полюса. Ни для кого не секрет, что семинары на морских курортах сотрудники часто используют для отдыха за счет фирмы, и даже мероприятия в Москве - для многих лишь повод заняться своими делами в столице, не тратясь на билет и проживание. Поэтому нередки случаи, когда записываются на семинар тридцать участников, а реально в зале присутствуют трое.

Семинары можно условно поделить на три категории. Первая - это очень краткие курсы. Оценить качество такого семинара можно по нескольким параметрам. Если семинар проводится не первый раз, проще всего посмотреть отзывы участников или лично связаться с несколькими из них. Следует также присмотреться, зарекомендовал ли себя организатор в качестве учебного центра, насколько он популярен. Доверие вызывают семинары компаний - лидеров в той или иной профессиональной области, например, семинары по маркетингу, проводимые известными рекламными агентствами.

Вторая категория, самая распространенная - рекламные семинары, обычно бесплатные. Вот тут представители компьютерной индустрии стараются вовсю: и персональное приглашение пришлют, и фуршетом накормят, и пакет материалов вручат, и даже подарят нехитрый подарок в обмен на небольшую анкету с указанием количества компьютеров/серверов в вашей компании. Как правило, пользы от этих семинаров немного: можно узнать о возможностях новых версий давно известных продуктов или, воспользовавшись случаем, проконсультироваться со специалистами по наболевшей проблеме. На таких семинарах собирается обычно одна и та же аудитория, и они имеют тенденцию плавно переходить в дружеское общение в баре. Особо продвинутые компании включают "ресторанное" продолжение в программу семинара, что провоцирует бурное одобрение со стороны участников. После удачных акций при упоминании фирмы-организатора, участники только закатывают глаза кверху и многозначительно произносят: "О, это классная компания!". Таков пиар с российской спецификой. Обучение здесь - всего лишь предлог отпроситься с работы, чтобы пообщаться с коллегами.

Есть промежуточная категория - семинары за небольшую плату, где половина времени посвящена докладам о разного рода полезностях и нюансах профессии, а во второй половине выступают представители конкретных фирм с рассказом о своих продуктах и услугах. В таких семинарах, с точки зрения собственной компании, полезнее участвовать в качестве докладчика.

Третья категория семинаров - это конференции, названные семинарами, чтобы в статье расходов их можно было отметить как "обучение сотрудников".

Конференции - это место, где можно и себя показать, и на других посмотреть. Причем как на партнеров, так и на конкурентов. Здесь хватает всего - и рекламы (куда ж без нее), и пиара, и полезной информации. Рядовым участникам конференции интересны, прежде всего, с точки зрения обмена опытом. Выступающим важно видеть непосредственную реакцию слушателей (читай, потребителей) на представленные товары или услуги. На конференциях, где собираются люди со сходными интересами и практическим опытом, большое значение имеет неформальное общение, поэтому проведение мероприятий на "подводных лодках", т.е. в уединенных пансионатах или отелях, в данном случае вполне оправдано.

Варианты долгосрочного обучения - второе высшее образование и аспирантура. Главное, что дает человеку хорошее техническое образование - умение правильно поставить задачу, а затем найти и обработать информацию, чтобы получить ответ. Для решения многих проблем этого вполне достаточно. Но некоторым специалистам, работающим на стыке ИТ и других областей (экономики или нефтедобычи, медицины или биологии) не хватает специальных знаний в смежной отрасли. В этом случае стать полноценным специалистом и помогает второе высшее образование. Обучение в аспирантуре и защита диссертации заслуживают отдельного разговора, им посвящена следующая статья.

Самый ограниченный человек - тот, кто считает, что знает все. Учиться никогда не поздно и всегда интересно человеку, увлеченному своим делом. Стремительное развитие технологий и конкурентная борьба за престижную работу и достойную зарплату не позволяют остаться в стороне. Остается только выбрать, куда пойти учиться, и приложить все усилия, чтобы обучение принесло максимум пользы.

Ученая степень

Пару десятков лет назад вопрос, зачем быть кандидатом наук, не вставал. Теперь кандидатская степень не гарантирует непосредственных надбавок к зарплате, а профессия преподавателя или научного работника, увы, потеряла свой престиж и не гарантирует достойного заработка.

В каких сферах ученая степень может помочь в карьерном росте ИТ-специалисту? Прежде всего, это научные учреждения. Хотя многие из них брошены государством на произвол судьбы и перебиваются с копейки на копейку, но есть и весьма успешные структуры - в нефтяной и газовой отраслях, архитектуре и проектировании, а также в некоторых других. Положительно смотрят на ученую степень банки, пригодится она при написании и публикации технической литературы.

Зарубежные работодатели к программисту с ученой степенью относятся с недоумением. Зато многие заграничные университеты охотно предоставляют нашим аспирантам гранты на стажировку, а наиболее талантливых приглашают остаться на постоянную работу. Сильная половина человечества отлично знает, что учеба в аспирантуре лучше службы в армии, а кандидатов и аспирантов, как известно, в армию не призывают. По данным ВАК (Высшей аттестационной комиссии) в 2004 г. кандидатскую степень получили около 28 тысяч человек, что не так уж и мало, а значит, специалисты с ученой степенью востребованы.

К чему нужно быть готовым, поставив себе целью защиту диссертации?

Чаще всего кандидатами наук становятся, окончив аспирантуру. Не буду останавливаться на проблемах поступления, тем более, что в вуз поступить куда сложнее. Скажу только, что для поступления желательно (а для защиты - обязательно) иметь около десятка публикаций по специальности в изданиях, зарегистрированных в Информрегистре. Из заочной и очной аспирантур лучше выбрать очную.

Процесс обучения в аспирантуре не обременителен. Нужно сдать три экзамена - иностранный язык, философию, профильный экзамен по специальности - и раз в полгода отчитываться на кафедре о ходе научной работы. Три года обучения истекают незаметно, не успеешь опомниться - уже пора защищаться.

Единственная ощутимая нагрузка: некоторые вузы или отдельные кафедры требуют, чтобы аспиранты вели занятия. Это лучше выяснить заранее, при поступлении, чтобы потом не было проблем. Чем очное обучение лучше? Очень просто, если ради плановых аспирантов тяжелая бюрократическая машина еще готова со скрипом ворочаться, то заочникам и внеплановым соискателям приходится куда сложнее. Кроме того, очным аспирантам вуз оплачивает некоторые расходы, и они получает стипендию, в среднем, около тысячи рублей, и имеют небольшие льготы. Правда, есть один нюанс - обучение в очной аспирантуре предполагает, что и трудовая книжка будет лежать там, и вуз будет считаться основным местом работы. Впрочем, эта проблема решаема.

Многие считают, что у них нет материала для защиты, потому что они не изобрели ничего нового, и вообще, какая может быть наука в программировании? На самом деле, не так все плохо. На практике встречается множество нестандартных задач, и для некоторых из них находится уникальное в своем роде решение. Сложнее всего увидеть, в чем именно заключается уникальность, абстрагироваться от конкретного случая и, обобщая, подняться до теоретических выводов. Научная новизна - самый важный и самый оспариваемый момент работы. Много времени уходит на обзор существующих решений, о которых желательно знать как можно больше, чтобы не быть застигнутым врасплох неожиданным вопросом: "Чем отличается ваша работа от работы профессора Семиглазова из Тьмутараканского университета?".

В решении проблемы новизны и каверзных вопросов неоценимую помощь оказывает научный руководитель, знакомый с разработками, наиболее известными в научных кругах. Лучше всего, если он является членом диссертационного совета. В этом случае он также хорошо знает, на что обращает внимание совет, и кто какие вопросы любит задавать.

Некоторые ошибочно полагают, что написать диссертацию - самое сложное в получении кандидатской степени. Увы, они очень далеки от истины. Написание диссертации - всего лишь четвертая, а то и пятая часть всей работы. Самое тяжелое - процесс подготовки к защите, который длится примерно два-три месяца. Подробный план действий защищающихся, передаваемый по наследству из рук в руки, насчитывает до ста пунктов.

Начинается многодневный марафон с предзащиты. Собираются преподаватели кафедры или факультета, выслушивают доклад и устраивают соискателю настоящую "большую стирку". Цель - подготовить диссертанта к защите, задав ему как можно больше разных вопросов. Побочная цель - показать себе и коллегам, что и по этой теме им есть, что сказать. Как правило, после предзащиты несчастный соискатель выглядит выжатым лимоном, пропущенным через мясорубку. Потом его долго утешает научный руководитель и объясняет, как все на самом деле прошло хорошо.

Далее события разворачиваются со скоростью, достойной остросюжетного боевика. В считанные дни нужно подготовить неимоверное количество бумаг с подписями и печатями. При этом каждый профессор при подписании той или иной бумажки считает своим прямым долгом показать себя умнее соискателя. Хуже всего бумаги, на которых нужно поставить несколько подписей. "Ай-яй-яй! И кто вас только научил писать здесь "разработан"? Должно быть "создан"! Идите и перепечатайте, а то не подпишу", - ворчит первый подписывающий. Следующий профессор непременно скажет: "Хорошо бы вы здесь написали "разработан", а не "создан"".

Тяжелее всего приходится соискателю, который успел сделать карьеру. Если на работе он заслужил авторитет, к его мнению прислушиваются, а коллеги зовут по имени-отчеству, то в университете он по-прежнему на положении, чуть лучшем студенческого. На разных этапах подготовки нужны разные бумаги, которые подписывают одни и те же люди. После двадцатого круга по университету кажется, что играешь в какую-то странную компьютерную игру, и никак не можешь найти выход на другой уровень. После такой боевой подготовки никакие бюрократы не страшны. Хорошо, если руководство на работе с пониманием относится к этим проблемам, в противном случае приходится брать отпуск, потому что на одну бумажку часто приходится тратить целый день.

Потом нужно отпечатать в типографии авторефераты, разослать их по нескольким десяткам адресов, отнести "кирпичи" (т.е. текст диссертации) оппонентам, собрать кучу отзывов... Стоп, отзывы - это отдельный момент. Для успешной защиты требуется от четырех до шести положительных отзывов, желательно из разных городов. Если подписать отзыв готовы многие, главным образом, хорошие знакомые научного руководителя, то писать "рыбы" (заготовки) приходится, естественно, соискателю. После написания десятка отзывов на одну работу в разном стиле, с использованием разных терминов и подмечанием разных недостатков, крыша мечтает уехать и никогда не возвращаться.

И вот, наконец, настает заветный день. Соискатель в отглаженном костюме и белой рубашке после бессонной ночи является на заседание совета, пытаясь удержать в голове одновременно текст доклада, ответы на замечания оппонентов, список продуктов, которые нужно занести в кафе для банкета и перечень разнообразных предметов, которые следует разложить на столах перед началом заседания. Защита в большинстве случае проходит гладко, по заранее спланированному и расписанному, как в театре, сценарию. Мамы и папы утирают слезы умиления, председатель торжественно пожимает руку, соискатель рассыпается в благодарностях всему человечеству за вклад в его скромную работу. Завершается действо, как и полагается, банкетом.

Один психолог написал, что диссертация для современного научного сообщества подобна жертвоприношению, в древности требовавшемуся, для того чтобы стать жрецом. Отчасти это правда, потому что на банкете ошалевшего от счастья новоиспеченного кандидата профессора ласково похлопывают по плечу, словно говоря этим: "Ну, теперь мы с тобой одной крови".

Думаете, на этом мучения диссертанта заканчиваются? Как бы не так. Еще надо расшифровать и записать стенограмму защиты, собрать и подписать кучу бумаг, сшить все это в дело и отправить материалы по трем разным адресам, главный из которых - ВАК. Без утверждения в ВАКе диплом кандидата наук не выдают, хотя номинально считается, что решение принимает диссертационный совет. Потом приходится от двух месяцев до полугода ждать подтверждения из ВАКа. И только после этого - в руках полноценная корочка, и можно смело писать в резюме: "кандидат наук".

Нетрудно посчитать, во что обходится диссертация с финансовой точки зрения. Как минимум, это фуршет с деликатесами и хорошими напитками после предзащиты, фуршет во время защиты, и банкет на 20-30 человек в кафе или ресторане после защиты. Заочным аспирантам нужно также оплатить расходы на печать и рассылку авторефератов, переплет "кирпича" и отправку документов. Кроме того, признак хорошего тона - подарки научному руководителю и активным помощникам. В некоторых советах не обходится без конвертиков, но, к счастью, технические вузы всегда отличались в этом вопросе в лучшую сторону.

Если вы готовы совершить марафонский забег к кандидатской степени, то откладывать дело в дальний ящик не стоит. Система образования то и дело подвергается реформам, общая тенденция которых - переход к платному обучению. А еще одно достижение в жизни не только вызывает уважение окружающих, но и придает уверенности в своих силах. В конце концов, приятно с гордостью сказать: "Я - кандидат наук!".

Hosted by uCoz